Роль институтов в рыночной экономике заключается в снижении трансакционных издержек. Минимизация трансакционных издержек ведет к повышению степени конкурентности рыночной структуры и, следовательно, в большинстве случаев к росту эффективности функционирования рыночного механизма. Наличие институциональных барьеров на пути конкуренции хозяйствующих субъектов ведёт к противоположному результату. Поэтому их исследование предполагает чёткую содержательную характеристику категории «конкуренция».
Как показали Д. Норт и Дж. Уоллис, развитие рыночных отношений в переходной экономике обусловливает возникновение и развитие трансакционного сектора[16]. Согласно их трактовке, к трансакционному сектору относятся отрасли, основная функция которых заключается в обеспечении перераспределения ресурсов и продукции с наименьшими средними трансакционными издержками.
В развитых странах наблюдается тенденция снижения удельных трансакционных издержек, что детерминирует увеличение количества сделок, и поэтому объём совокупных издержек в экономике может расти[17]. Однако в России вследствие существования неэффективных институтов, административных барьеров и ограничений средние трансакционные издержки остаются на недопустимо высоком уровне, что ограничивает объём и количество сделок, приводит к увеличению предельных издержек предприятий, подвергающихся их воздействию.
Таким образом, воздействие растущих трансакционных издержек на рыночное равновесие осуществляется по механизму введения дополнительных налогов. Как видно из рисунка 1, на рынке отдельного товара это ведёт к росту цены и снижению объёмов продаж. Это положение модели согласуется с реалиями хозяйственной практики России, где наблюдаются относительно высокие цены по сравнению с доходами населения.
Рисунок 1. Смещение равновесия под действием роста трансакционных издержек
Смещение кривой предложения будет тем сильнее, чем выше уровень трансакционных издержек TC.
Использование трансакционных издержек как инструмента экономического анализа даёт возможности для интерпретации институционального равновесия и его модификации в переходной экономике[18].
Спрос на институты предъявляют индивиды, группы или общество в целом, так как общественные или групповые затраты по созданию и существованию института должны быть меньше затрат, возникающих при его отсутствии. Величина трансакционных издержек становится не только количественным показателем степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек отсутствия института[19]. Поэтому, чем выше величина трансакционных издержек, тем выше спрос на институциональное регулирование, которое дополняет и даже заменяет рыночное.
Согласно современной институциональной теории, эффективность функционирования того или иного института определяется величиной экономии на трансакционных издержках. Поэтому расходы по инженерии обществом институтов на рынке труда будут соотноситься с величиной трансакционных издержек (ATС), что позволяет выразить через них функцию спроса на институты, и издержками коллективного действия (CAC), которые характеризуют предложение институтов «на институциональном рынке»[20]. Процесс установления институционального равновесия представлен на рисунке 2 (N – число включенных в сферу действия институтов индивидов, AIC – институциональные издержки – трансакционные, снижение которых обеспечивают институты, и издержки по созданию институтов).
Рис. 2. Институциональное равновесие[21]
В представленной традиционной модели институционального равновесия принципиальный характер может иметь разная степень переговорной силы сторон, если рассматривать со стороны спроса на институты все общество, а со стороны предложения – государство как монополиста, производящего формальные институты и осуществляющего не только принуждение к выполнению устанавливаемых им правил и норм, но и формирующего в силу этого, а также определенного контроля над информационными потоками, общественное мнение.
Государству выгодно осуществлять своеобразную ценовую дискриминацию на институциональном рынке, т.е. ограничивать доступ к определенным правам и институционализированным формам экономической деятельности в зависимости от групповой принадлежности. В свою очередь, это детерминирует как способы получения дохода, так и их величину, в зависимости от уплаченной “цены” в виде преодоления барьеров, выраженных в высоких трансакционных издержках использования институтов.
Таким образом, корректировка модели конкурентного рынка институтов в условиях переходной экономики состоит в учёте монопольной власти государства, предлагающего на институциональном рынке формальные институты, что оказывает существенное влияние на асимметричность распределения доходов.
Рис. 3. Модификация институционального равновесия
В таком случае кривые спроса и предложения институтов меняют свою форму и наклон. Кривая предложения (или кривая издержек коллективного действия, т.е. общественных издержек на создание институтов, collective action cost – СAC) становится горизонтальной, т. к. создание института сопряжено с фиксированными затратами на поддержание государственного аппарата. Кривая спроса (или кривая совокупных трансакционных издержек – aggregate transaction cost – АТС) принимает положительный наклон вследствие распределительной природы создаваемых институтов. Поэтому при увеличении количества включенных в сферу его действия индивидов (N) их сравнительные выгоды снижаются из-за роста трансакционных издержек, блокирующих вход к распределению тех или иных благ[22].
Таким образом, существование монополии на институты проявляется в дифференциации доступа к возможностям экономической деятельности в зависимости от критериев, значимых при том или ином государственном устройстве. Это, в свою очередь, детерминирует распределение доходов, создавая определенным группам преимущества для их получения, но в то же время блокируя их для всего остального населения.
Источник
Трансакционные издержки и институты
Читайте также:
Агенты и институты социализации
Билет № 3 Конституционно-правовые институты
В) Основные принципы и институты международного права Средневековья.
В). Кредитная система. Кредитно-финансовые институты
Валовые издержки на производство продукции
Ведущие институты по защите прав человека в системе органов ООН.
Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль как элемент издержек. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
Вопрос 10. Социально-культурные институты, учр-я и орг-ции как объект СКД.
Роль институтов в рыночной экономике заключается в снижении трансакционных издержек. Минимизация трансакционных издержек ведет к повышению степени конкурентности рыночной структуры и, следовательно, в большинстве случаев к росту эффективности функционирования рыночного механизма. Наличие институциональных барьеров на пути конкуренции хозяйствующих субъектов ведёт к противоположному результату. Поэтому их исследование предполагает чёткую содержательную характеристику категории «конкуренция».
Как показали Д. Норт и Дж. Уоллис, развитие рыночных отношений в переходной экономике обусловливает возникновение и развитие трансакционного сектора. Согласно их трактовке, к трансакционному сектору относятся отрасли, основная функция которых заключается в обеспечении перераспределения ресурсов и продукции с наименьшими средними трансакционными издержками.
1. В современном экономическом анализе трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.
Также использование трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов “на институциональном рынке” выступают издержки коллективного действия (CAC).
САС – это предельные издержки по созданию институтов, ТС — выражают предельную полезность институтов, выраженную через их альтернативную стоимость в форме трансакционных издержек.
ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС КОММУНИКАЦИЙ
Трансакционный анализ привлекает в последние годы все большее внимание, однако, проблема интеграции его в решение маркетинговых проблем остается во многом нерешенной при том, что сокращение трансакционных издержек (далее ТИ) может являться фактором повышения эффективности бизнес коммуникаций. Основными источниками ТИ являются специфичность актива, неопределенность внешних условий и непредсказуемость контрагента.
Трансакционный анализ как аналитическая мера, предпринимаемая отделом маркетинга, может, на мой взгляд, решить указанную проблему. В его основе, в частности, лежит методика «институционального» анализа баланса, предложенная А.Олейником. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации.
В рамках предлагаемой методики на первом этапе определяется степень специфичности активов компании. Специфичный актив является результатом специализированной инвестиции. Выделяют, по крайней мере, четыре типа специфичности: (1) специфичность местоположения, (2) физических активов, (3) человеческих активов, (4) целевых активов.
Степень специфичности активов можно оценить на основе баланса компании. Для оценки степени специфичности человеческих активов полезно иметь сведения о положении на рынке требуемой рабочей силы. В случае нематериальных активов имеет смысл не только их сравнительная оценка по балансовой стоимости (капитализированные затраты), существуют методики оценки интеллектуальной собственности, разработанные многими западными и отечественными специалистами.
Второй этап – определение основных источников ТИ с помощью анализа финансовой отчетности, а также при помощи экспертных оценок сотрудников соответствующих отделов компании и анализа контрактов (анализируются продолжительность взаимоотношений, их силь-ные и слабые стороны, основные предметы согласований и споров). Это позволит также разделить контрагентов компании по величине и характеру ТИ (издержки поиска информации, издержки согласования, измерения, защиты прав собственности, оппортунистического поведения и т.д.).
На третьем этапе проводится анализ эффективности внутренней структуры (внутрифирменных потоков информации и координации деятельности подразделений) на основе коэффициентов оборачиваемости и уровня запасов.
В рамках заключительного четвертого этапа полученные результаты сравниваются со среднеотраслевыми показателями, соотносятся, друг с другом и с целями компании. Специфичность актива приводит обычно к зависимости от партнеров, что усложняет процесс взаимодействия. Несоответствие степени специфичности степени зависимости от партнеров и уровню ТИ должно сокращаться. В поддержку трансакций со специфичными активами должны создаваться дополнительные контрактные и организационные гарантии (от увеличения контроля компании за той или иной сферой рыночных взаимодействий до так называемых корпоративных трансакций). С учетом степени специфичности активов и их характера определяются возможные направления сокращения ТИ, в бизнес коммуникации компании вносятся соответствующие коррективы.
Каждой организации соответствует своя конфигурация ТИ, поэтому предлагаемая методика содержит лишь общие направления действий.
При разработке модели экономики Астраханской области (Российская Федерация) была рассмотрена степень существенности влияния трансакционных издержек. Чтобы перейти к данному понятию необходимо рассмотреть сначала механизм возникновения в обществе различных институтов. В рыночной экономике институт возникает в том случае, когда рыночное решение либо недостижимо, либо неэффективно. Случаи такого рода известны в экономической теории как “провалы рынка”. Таким образом, институты как бы заполняют ниши свободные от рыночного обмена. Но собственно “провалы рынка” в более широком смысле могут трактоваться как издержки эксплуатации экономической системы или трансакционные издержки. Таким образом, трансакционные издержки выражают ту цену, которую платит любая экономическая система за несовершенство своих рынков. Например, отсутствие института, регулирующего коммерческий кредит, выражается трансакционными издержками в форме неплатежей, отсутствие института арбитража ведет к издержкам неисполнения контрактов и т.д.
Именно таким образом трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты. Чем выше трансакционные издержки, тем выше спрос на институциональное регулирование и наоборот.
Общественное предложение институтов может быть выражено через издержки по их созданию и функционированию (издержки коллективного действия).
Наиболее ярким примером снижения трансакционных издержек посредством роста издержек коллективного действия, было создание торговых союзов эпохи раннего капитализма, когда купцы, стремясь к минимизации издержек рисковых торговых операций с колониями, объединялись в компании.
В наше время также имеются подобные примеры (ассоциация риэлтеров, ассоциация профессиональных участников фондового рынка и т.д.).
Кто же в нашей стране удовлетворяет спрос хозяйствующих субъектов на институты?
Очевидно, что это управленческий аппарат. Но ведь институты могут создаваться и “снизу” то есть самими хозяйствующими субъектами. И, как правило, последний механизм наиболее эффективен, т.к. рациональные субъекты будут создавать институты совместными усилиями до тех пор, пока цена этих усилий будет меньше тех трансакционных издержек, которые они устраняют. В случае создания институтов “сверху” их количество может превысить реально необходимое.
Что же из себя представляют издержки коллективного действия? Кроме членских взносов и различных пожертвований в институты, создаваемые “снизу” ими также являются и налоговые платежи. И здесь возникает очередной вопрос – вопрос о наиболее эффективной величине издержек коллективного действия, приходящейся на каждого отдельного субъекта. Так как при любом коллективном действии появляются так называемые “фрирайдеры”, то есть те кто уклоняются от коллективных обязанностей, пользуясь при этом появляющимися выгодами. По сути это те кто не платят налоги. Таким образом “фрирайдеры” эксплуатируют законопослушных субъектов. Решать данную проблему необходимо путем ужесточения контроля за собираемостью налогов. Повышение же налоговых ставок с целью пополнения государственного бюджета приводит к тому, что количество “фрирайдеров” увеличивается и повышается нагрузка на тех кто платит налоги, снижая тем самым конкурентоспособность их продукции.
Очевидно, что чем выше уровень развития экономики, тем ниже трансакционные издержки ее экономических субъектов и выше издержки коллективного действия. Но существует так же предел к которому стремится их величина, но никогда не сможет его достигнуть. Степень приближения к этой идеальной величине и характеризует степень развития экономики.
Говоря о трансакционных издержках необходимо отметить еще два понятия.
Трансакционная компонента – это доля спроса на деньги, “резервируемая” домашними хозяйствами для осуществления переплат за приобретаемые товары относительно предельных производственных издержек.
“Цена усилий” или неденежные трансакционные издержки – это усилия, затрачиваемые потребителем на поиск товаров по низкой цене.
При росте уровня доходов потребитель резко увеличивает долю денежных трансакционных издержек в своих расходах и экономит на усилиях по поиску.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав
Источник
Курс лекций по Экономике (1)
Главная > Лекция >Экономика
Лекция № 3 Трансакционные издержки.
Понятие трансакционных издержек. Трансформационные и трансакционные издержки.
Виды трансакционных издержек.
Институты – средства снижения трансакционных издержек (ТАИ)
Понятие трансакционных издержек. Трансформационные и трансакционные издержки..
Затраты сырья и материала, рабочей силы и капитала, направленные на изменение физических и других материальных свойств благ называются трансформационными издержками.
Трансакционные издержки – издержки, связанные с получением информации, совершением сделок, защитой прав собственности…
ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ТЕОРИЯ
Трансакционных издержек теория (transaction cost economics), теоретическое направление, в фокусе которого находится изучение специфических форм издержек, возникающих в процессе контрактного взаимодействия хозяйствующих субъектов, и влияния этих издержек на экономические процессы и феномены.
Становление теории
В основе теории трансакционных издержек лежат ставшие классическими статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек» (I960), а также опубликованные в 1960-х гг. работы Дж. Стиглера, посвященные разработке экономической теории информации. Становление теории трансакционных издержек как целостной научной концепции связано в первую очередь с работами таких исследователей, как А. Алчян, Г. Демсец, О. Уильямсон, С. Чен, Й. Барцель, М. Дженсен и др. На протяжении истории существования этого теоретического направления неоднократно предлагались различные определения категории трансакционных издержек и предпринимались попытки дать их классификацию.
Принцип экономии издержек
Ключевым для теории трансакционных издержек является использование принципа экономии этих издержек для объяснения возникновения и стабильности экономических институтов и форм контрактных отношений. Спектр приложений данного принципа к изучению экономических проблем чрезвычайно широк. Наиболее важные из них связаны с денежной теорией, экономической теорией благосостояния и теорией организации.
Одним из наиболее фундаментальных результатов развития теории трансакционных издержек является интерпретация денег как инструмента, обеспечивающего экономию издержек взаимодействия рыночных субъектов. Было показано, что ограниченная трактовка роли денег как простого средства измерения в большинстве экономических моделей обусловлена тем, что неоклассической традиции соответствует представление о нулевом уровне трансакционных издержек. Представление о деньгах как о специфическом товаре, обеспечивающем экономию трансакционных издержек, обусловило появление ряда пионерных исследований, посвященных возникновению, сосуществованию и эволюции различных систем обмена в рыночной экономике (включая денежные, кредитные, бартерные и т. д.).
Теорема Коуза
В экономической теории благосостояния использование концепции трансакционных издержек обусловило радикальное изменение точки зрения на оценку экономической эффективности результатов рыночного взаимодействия. В рамках экономической теории благосостояния присутствует утверждение об оптимальности положения конкурентного равновесия с точки зрения эффективности достигаемого распределения ресурсов (так называемая фундаментальная теорема экономической теории благосостояния). Как было продемонстрировано Р. Коузом, при соблюдении неоклассического предположения о нулевом уровне трансакционных издержек эта теорема справедлива и для ситуаций с наличием экстернальных эффектов, которые, начиная с А. Пигу, традиционно интерпретировались как типичные случаи «провалов рынка», обусловливающих неэффективность действия рыночного механизма и требующих перераспределения прав собственности путем государственного вмешательства. Данное положение получило название теоремы Коуза. Формулировка теоремы Коуза, принятая в теории трансакционных издержек, гласит, что исходное распределение прав собственности не имеет значения с точки зрения возможности достижения эффективного результата, если трансакционные издержки обмена правами собственности равны нулю.
Выводы и достижения теории
Центральный вывод, предлагаемый в рамках теории трансакционных издержек, заключается в том, что определение неэффективности в терминах отклонения реальных результатов рыночного взаимодействия от гипотетического эффективного по Парето состояния, соответствующего нулевому уровню трансакционных издержек, является неоперациональным и должно быть пересмотрено. Критерием оценки эффективности результатов хозяйственного взаимодействия должно стать, в соответствии с логикой теории, их отклонение от состояния, достигаемого при наименьшем возможном уровне трансакционных издержек.
В этой связи наиболее ярким достижением экономической теории трансакционных издержек является интерпретация хозяйственных институтов и форм контрактов как механизмов экономии трансакционных издержек. Свойственное неоклассической теории предположение об отсутствии трансакционных издержек не позволяет дать адекватное объяснение существования иерархических структур (таких, как фирма и другие формы экономических организаций) и разделения рынков хозяйственных ресурсов на рынки товаров и рынки факторов производства. При нулевом уровне трансакционных издержек направляемые «невидимой рукой» рынка контракты между индивидуальными собственниками факторов производства, самостоятельно производящими конкретные блага (полуфабрикаты и готовые продукты), были бы столь же эффективными, как централизованно координированное производство в рамках фирмы. Данное обстоятельство было впервые подчеркнуто в пионерной статье Коуза «Природа фирмы».
Наличие трансакционных издержек ограничивает возможности взаимовыгодного обмена, причем чем больше число сторон, вступающих в сделку, тем выше уровень трансакционных издержек и тем меньше возможности свободного заключения контрактов между собственниками факторов производства. Существование фирм как иерархических структур управления контрактами между собственниками факторов производства обеспечивает замещение отсутствующих рынков товаров организованными рынками факторов производства. Представление о фирме как о «сети контрактов» между собственниками факторов производства получило дальнейшее развитие в рамках научных направлений, получивших обобщенное название нового институционализма. В настоящее время эти направления являются лидерами в деле использования концептуального аппарата теории трансакционных издержек для анализа экономических явлений. Кроме того, идеи теории трансакционных издержек находят активное применение в прикладных экономических дисциплинах, связанных с изучением процессов корпоративного управления, практики промышленного и финансового менеджмента, структуры отраслевых рынков и применения антитрестовского законодательства, а также широкого круга других вопросов.
Виды трансакционных издержек
по поиску информации
издержки контроля и оценки качества ресурсов продукции
издержки ведения и заключения переговоров
издержки защиты прав собственности
издержки защиты от оппортунистического поведения (любое уклонение от соблюдений условий контракта или неписанного соглашения). ОППОРТУНИЗМ (франц. opportunisme, от лат. opportunus — удобный, выгодный), приспособленчество, соглашательство, беспринципность; политически и идеологически связан с ревизионизмом и реформизмом.
В современной экономике почти половигна национального дохода производится теми, кто не создает материальный продукт, а занимается перераспределением уже созданного, обеспечением прав пользователей.
Институты – средства снижения трансакционных издержек (ТАИ)
Любой экономический субъект стремиться минимизировать издержки и максимизировать прибыль:
производительность труда повышается, т.е. отдачу всех факторов производства;
главный путь к снижению трансакционных издержек — уменьшение неопределенности экономической среды и соблюдения прав собственности за счет устойчивых правил поведения.
Институт – это «правило игры» в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Институт образует набор ограничений, внутри которых человек свободен и может поступать так, как показывают ему чувства, желания и интересы.
Формальными (закрепленными в писаном виде): конституция г-ва, различные кодексы, законы, постановления и распоряжения органов власти.
Неформальные: традиции, привычки, стереотипы поведения и другие устойчивые формы взаимодействия между людьми, которые определяются культурой, психологией и идеологией данного общества.
Лекция № 4 Собственность
Юридическое и экономическое содержание собственности.
Субъекты и объекты собственности
Теория прав собственности. Спецификация и размывание прав собственности.
Экономические формы собственности
А) Признаки классификации форм собственности
Б) Основные черты АО.
Юридическое и экономическое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности
Собственность – это присвоение благ в социально-определенной форме.
Собственность – выступает как имущественное отношение, фиксирующее что кому и в каком количестве принадлежит.
Содержание собственности описывается традиционными терминами: владение, пользование, распоряжение
Как юридическая категория собственность — это установление законом правил, которые определяют какими вещами может пользоваться или распоряжаться то или иное лицо, а также условий, при которых такое использование или распоряжение может быть осуществлено.
Особенности экономического подхода к содержанию собственности:
экономика изучает приобретение благ, средств и результатов производственной деятельности путем производства, обмена и распределения
важен объект приобретения. Объекты делятся на:
факторы, условия и средства производства
Лицо, приобретающее условия производства получает особый социальный статус по отношению к другим людям, не имеющим не имеющим таких возможностей. Особое преимущественное положение, в котором оказываются субъекты, монопольно владеющие условиями производства ведет к возникновению экономической власти .
экономическая власть одних участников порождает экономическую зависимость других. Последние могут получить доступ к необходимым условиям производства лишь с ведома лица, владеющего этими средствами производства
важнейшей экономической формой собственности являются доходы.
Собственность как экономическая категория выражает отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью благ. В процессе их производства, распределения, обмена и потребления.